Коллеги по цеху собираются на Jet Expo’2007

Cessna airplanes

Давно уже стал общим местом тезис о том, что России, в силу ее географической протяженности, жизненно необходимо развитие гражданской авиации. Спорить с этим невозможно, однако обычно под гражданской авиацией понимаются перевозки пассажиров. Развитие массовых доступных авиаперевозок — важная экономическая и социальная задача, но далеко не единственная. Доступность перевозок связана с уровнем развития экономики, а он определяется в том числе и уровнем грузовых воздушных перевозок, и уровнем деловой активности, который не в последнюю очередь обеспечивается бизнес-авиацией. В отличие, скажем, от яхт, частные и корпоративные самолеты — не предметы роскоши, а эффективные инструменты ведения бизнеса, особенно актуальные, опять же, в условиях географической протяженности России и ее относительной удаленности от Европы.
К сожалению, владельцы и операторы бизнес-джетов в России пока не торопятся раскрывать статистические данные о том, насколько эффективнее стал их бизнес благодаря использованию деловой авиации. Однако практика как российских, так и зарубежных операторов говорит о заметном росте деловой активности. Российский рынок стал чрезвычайно привлекателен, на него рвутся перевозчики не только из Европы, но и из других стран, и российским компаниям, как всегда, приходится искать баланс между конкуренцией и сотрудничеством. Больше половины заказов многие европейские операторы бизнес-джетов получают от российских клиентов, а в сегменте тяжелых машин с большой дальностью полета эта цифра приближается к 70%. В целом большинство наблюдателей оценивают ежегодный рост бизнес-перевозок в России на уровне 30%, хотя основания для такой оценки не разглашаются.
На то есть свои причины, начиная от нежелания делиться информацией с конкурентами и заканчивая российской нормативной базой, которая никак не учитывает особенности сегмента деловой авиации, из-за чего эксплуатировать бизнес-джеты иностранного производства (а российские не выпускаются) в России неудобно и невыгодно. Можно, конечно, мириться с таким положением дел и летать из Москвы, допустим, в Новый Уренгой через Ригу, оформляя фактический внутренний перелет как два международных рейса (иностранным компаниям внутренний каботаж в России запрещен, как, впрочем, и в большинстве других стран) и неся дополнительные эксплуатационные издержки. Но можно и заниматься совершенствованием законодательства и урегулированием других проблемных вопросов, добиваясь для деловой авиации статуса полноценного сегмента отрасли воздушных перевозок, приносящего государству немалые доходы.
В последнее время среди участников российского рынка деловой авиации все большую популярность приобретает именно второй подход: создаются "цеховые" ассоциации, компании все активнее участвуют в общеотраслевых конференциях, проводятся и собственные специализированные мероприятия.
Новым шагом в этом направлении стала организация в прошлом году первой в России Международной выставки деловой авиации Jet Expo, ставшей ежегодной. Это единственная выставка по бизнес-авиации в Восточной Европе, что и определило ее успех: участвовали 94 экспонента, в том числе основные производители бизнес-джетов Bombardier Aerospace, Cessna Aircraft Company, Gulfstream Aerospace Corporation, а также ведущий производитель вертолетов Eurocopter. По данным организатора выставки, компании Jet Expo, за три дня ее работы более двадцати компаний заключили контракты на сумму в несколько сот миллионов долларов.
В этом году вторая Международная выставка деловой авиации Jet Expo’2007 состоится 19-21 сентября; планируется участие около 200 компаний. Помимо основной экспозиции в выставочном центре "Крокус Экспо", площадь которой увеличилась по сравнению с прошлым годом вдвое, посетителей — а их ожидается свыше 6 тыс. чел. — будет ждать статическая экспозиция авиатехники у бизнес-терминала "Внуково-3". Участники Jet Expo’2007 пока не готовы раскрыть все секреты, но обещают показать самые перспективные для российского рынка модели — ожидается не менее десяти современных бизнес-джетов.
Проведение выставки в Москве дает возможность посетить ее не только руководителям крупнейших компаний и высокопоставленным чиновникам, но и менеджерам среднего звена, которые могут напрямую общаться между собой и с иностранными коллегами. Развитие внутреннего диалога служит основой для дальнейших позитивных изменений в отрасли.
В этом году выставка Jet Expo’2007 впервые получит свое официально издание, в котором будут оперативно отражаться все важные события. Подготовка и выпуск обозрения ShowObserver Jet Expo’2007 будут осуществляться силами журнала "Авиатранспортное обозрение".

Читайте также  Leonardo Helicopters приобретет 100% акций швейцарской компании Kopter