Снижение по спирали

Cessna airplanes

Tяжелое состояние мировой экономики продолжает негативным образом отражаться на развитии мирового рынка деловой авиации. Один из основных индикаторов отрасли бизнес-авиации — производство самолетов АОН — в первой половине 2009 г. показал безостановочное снижение. Некоторые признаки стабилизации ситуации, в частности слабое оживление летной активности, а также замедление роста предложений на вторичном рынке, разумеется, внушают надежду на то, что рынку все-таки удалось нащупать дно. Но пока столь незначительные положительные тенденции не могут серьезно повлиять на темпы и объемы поставок, которые реагируют на изменение основных экономических факторов в среднем с задержкой в 1–2 года.
Согласно ежеквартальному отчету Ассоциации производителей самолетов АОН (GAMA), количество поставок в II квартале 2009 г. сократилось на 49% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составило 578 единиц. В целом по результатам первого полугодия общий объем поставок снизился на 45,9%, а его стоимость — на 22,7%, что в денежном выражении составило свыше 2 млрд долл. По всему миру было передано почти на 40% бизнес-джетов меньше, чем в аналогичный период 2008 г. Наиболее серьезно спад потребительской активности продолжает влиять на сектор поршневых самолетов: объем переданных машин здесь снизился на 58%. Сектор турбовинтовых ВС, чувствовавший себя заметно лучше остальных сегментов АОН, по данным GAMA, потерял 13,6% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.
Практически все авиастроители рапортуют о снижении объемов и прибылей; наихудшие результаты за первое полугодие показал Hawker Beechcraft, у которого объем поставок и их стоимость упали на 55 и 45% соответственно. Исключением из общей тенденции снижения стал Embraer, сумевший нарастить производство за счет вывода на рынок сразу двух новых моделей самолетов: VLJ Phenom 100 и бизнес-лайнера Lineage 1000. Наступательная политика Embraer дает существенные результаты даже в эпоху стагнации отрасли: в II квартале 2009 г. количество поставок и их стоимость увеличились на 133 и 3% соответственно. Существенный провал между показателями объема и цены объясняется сравнительно невысокой стоимостью бизнес-джета Phenom 100, на долю которого пришлось 70% от общего числа поставленных самолетов.
Несмотря на то что производственный сектор продолжает оставаться под давлением высокого числа предложений на вторичном рынке бизнес-джетов и трудностей с финансированием покупки новых самолетов, отдельные сегменты ВС начинают демонстрировать некоторые признаки замедления падения. Согласно GAMA, за первые три месяца 2009 г. заказчикам было передано 459 машин, в то время как в II квартале этот показатель увеличился на 12,5%. Росту поставок в основном поспособствовали турбовинтовые самолеты Pilatus РС-12, поршневые Cessna Skyhawk и Cirrus SR-22 и особо легкие бизнес-джеты Cessna Mustang и Phenom 100. Увеличение производства в нижнем ценовом сегменте обусловлено тем, что в большинстве случаев машины этого класса покупаются для частного пользования; судя по всему, из-за кризиса стоимость поршневых самолетов пошла вниз и с началом стабилизации экономики США самолеты оказались привлекательным товаром, потенциальные покупатели стали реальными.
Положительные сдвиги на рынке авиации общего назначения, тем не менее, не означают, что трудные времена для отрасли скоро пройдут: поставки бизнес-джетов будут падать по инерции около двух лет. Согласно прогнозу Teal Group, самой глубокой точкой понижающегося цикла станет 2011 г. Не исключено, что не все производители бизнес-джетов смогут одинаково пережить этот сложный период. Ненадежность портфелей заказов, упирающаяся в проблемы кредитования очередного платежа и недостаточную финансовую стабильность некоторых заказчиков, делает производителей более уязвимыми. К примеру, в августе канадская компания Bombardier лишилась своего полуторамиллиардного заказа на 110 бизнес-джетов среднего класса Learjet 60XR от оператора долевого владения Jet Republic, так и не успевшего выйти на рынок из-за финансовой нестабильности потенциальных клиентов.   

Читайте также  Деловая авиация: оценка удовлетворенности