Фред ДЖОРДЖ
Phenom 100, первый специально построенный бизнес-джет Embraer, получает все большее одобрение со стороны операторов, несмотря на затруднения, связанные с вводом в эксплуатацию. Операторы хвалят его трап, комфортабельный салон, грузоподъемность, топливную эффективность и компоновку кабины летчика. Они высоко оценивают его современную безупречную конструкцию, родство с реактивным лайнером, интервал технического обслуживания в 12 месяцев / 600 часов и низкую цену.
Они также говорят, что бортовое радиоэлектронное оборудование Garmin Prodigy обеспечивает высокий уровень контроля обстановки, но только после овладения всеми его возможностями, что требует времени и практики. Контрольные перечни коротки, поскольку системы самолета просты и автоматизированы.
Кит Кристенсен, владелец такого самолета из Солт-Лейк-Сити, говорит: «Это хороший самолет за такую цену». Phenom 100 большой для легкого джета, а внешний диаметр его фюзеляжа почти такой же, как и у Hawker Beechcraft Premier I. Эти два легких реактивных самолета — единственные машины в своем классе, у которых есть входные двери с трапом. У Phenom 100 самые большие иллюминаторы салона в классе легких реактивных самолетов, а также большее пространство для головы и плеч и больший объем салона, чем у Cessna Citation CJ1+, его ближайшего соперника по летно-техническим характеристикам.
Примечательно, что цена оборудованного EMB500 Phenom 100 в базовой конфигурации менее 3,8 млн долл., что примерно на 700 тыс. долл. больше, чем цена Citation Mustang. Между тем CJ1+ стоит на 1,3 млн долл. больше. У Premier IA немного больший салон, чем у Phenom 100, и он может доставить четырех пассажиров на расстояние на 100 км дальше при большей крейсерской скорости, но он также почти на 2,9 млн долл. дороже.
В конструкции всех самолетов есть компромиссы, и Phenom 100 не является исключением. Приоритетами конструкции Embraer стали комфортабельность салона, эффективность эксплуатации и низкая стоимость приобретения. Эти соображения обусловили безупречную конструкцию, которая предлагает достаточную надежность самолета при наименьшем возможном весе. В результате многие функции, которые являются стандартным оборудованием на борту более дорогих бизнес-джетов, стали опциональными. Например, это метеорологический радиолокатор, система предупреждения опасного сближения в воздухе TCAS I, дальномерное оборудование DME, дверь-купе туалета, солнцезащитные шторки, чехлы для сидений экипажа из овчины и переходник буксировочного водила. Некоторые улучшения, которые нужны операторам, не доступны, включая высококачественную мебель с полированным древесным шпоном; высококлассный мини-бар с переносным холодильником, контейнерами для хранения горячих и холодных напитков и комнатой для легкой трапезы, а также термостат для пассажиров, устанавливаемый в салоне.
Такие недостатки не оказывают заметного влияния на потребительский спрос и поставки. С момента начала коммерческой эксплуатации в январе 2009 г. парк этих самолетов превысил 120 единиц, а объем выпуска составляет примерно пять самолетов в месяц. Средний годовой налет операторов, большинство из которых собственники-пилоты, составляет 260 ч. Абсолютным лидером парка является самолет, эксплуатируемый Executive AirShare (Канзас-Сити, шт. Миссури), налет которого превысил 600 ч с момента начала полетов в марте 2009 г. Самолет, эксплуатируемый JetSuite (Медфорд, шт. Орегон), — третий самолет, введенный в эксплуатацию, — совершил более 450 циклов.
В общей сложности парк этих самолетов налетал свыше 10 тыс. ч и совершил 8,3 тыс. взлетно-посадочных циклов, а среднее время полета составило 1,2 ч. 60% самолетов базируются в Северной и Центральной Америке, остальные — в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, включая четыре машины, эксплуатируемые пакистанскими ВВС.
Мы опросили операторов самых больших парков, а также несколько операторов-собственников, что им нравится и что не нравится в Phenom 100, как хорошо самолет служит в повседневной эксплуатации и насколько эффективно Embraer его поддерживает.