Фред ДЖОРДЖ
В ходе нынешнего съезда Национальной ассоциации деловой авиации (NBAA), который состоялся в Атланте, Луис Карлос Аффонсо, руководитель подразделения деловой авиации фирмы Embraer, заявил, что компания намерена выполнить свои обещания в отношении выпуска полной линейки бизнес-самолетов. Все карты он при этом раскрывать не стал, ограничившись общей фразой о том, что сейчас изучаются две концепции самолетов класса midsize (взлетный вес в диапазоне 10-20 т). Две новые модели призваны заполнить нишу между самолетом Phenom 300 с дальностью полета 3300 км (стоимость 6,65 млн долл.) и Legacy 600 с дальностью полета 6100 км (стоимость 25 млн долл.).
В выступлении Аффонсо прозвучала фраза, которая сразу обратила на себя внимание: "Речь не идет ни о каком официальном представлении или запуске нового продукта, равно как и о каких-либо обязательствах со стороны компании". Однако эти слова выглядят не слишком убедительно. Аффонсо все же сообщил, что изучение двух новых прототипов ведется на протяжении уже 18 месяцев, а масштабные макеты будущих самолетов проходят комплексные испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) — одном из оплотов российской авиационной науки, расположенном неподалеку от Москвы. Компания DesignworksUSA, входящая в BMW Group, уже выполнила детальную прорисовку салона каждого самолета.
Бразильскому авиастроительному гиганту есть что предложить заказчикам: сейчас к выводу на рынок готовятся три типа бизнес-самолетов. Но компания не собирается на этом останавливаться и намерена стать ведущим игроком на рынке деловой авиации. Для этого ей необходимо разрабатывать все новые и новые продукты. Если, как изначально планировалось, руководство Embraer даст добро на запуск проекта в 2008 г., то первый из двух новых самолетов может быть представлен NBAA уже в 2012 г.
Две концепции, которые сейчас изучает Embraer, — это среднелегкий (midlight jet, MLJ) и средний (midsize jet, MSJ) реактивные бизнес-самолеты. Не вдаваясь в подробности, Аффонсо сообщил, что с четырьмя пассажирами MLJ будет иметь дальность 4300 км при полете по правилам ППП NBAA. MSJ будет способен нести коммерческую загрузку 360 кг на расстояние до 5600 км. В восьмиместном исполнении дальность полета MLJ и MSJ будет составлять 4100 и 5200 км соответственно.
Как подчеркнул Аффонсо, MLJ и MSJ будут проектироваться с нуля: "Речь идет о совершенно новых самолетах, в их создании будут использоваться новые материалы, которые мы сейчас изучаем. Мы не будем пытаться находить оптимальные сочетания новых материалов и старых, комбинировать и подгонять их друг под друга. Использование уже имеющихся комплектующих или секций планера только ограничит наши возможности". Решение по материалам, например, планера (композиты или алюминиевые сплавы) пока не принято. Как и в случае с Phenom, Embraer может использовать композиты при изготовлении гермошпангоутов и хвостового оперения, но вряд ли бразильский производитель сумеет в одиночку, без помощи со стороны, сделать всю конструкцию планера полностью композитной. Компания может обратиться к другим фирмам, готовым поставить необходимые элементы конструкции, однако Аффонсо отказался раскрывать конкретные планы Embraer в этом направлении.
Embraer сейчас ведет переговоры с Honeywell, Pratt & Whitney Canada и Rolls-Royce о поставке двигателей с тягой от 2700 до 3600 кг. Скорее всего, будет проведена доработка существующих двигателей, с тем чтобы снизить уровень вредных выбросов и обеспечить соответствие самолетов новым экологическим нормам, которые будут в ближайшее время введены Комитетом ICAO по экологической безопасности гражданской авиации (CAEP).
В число кандидатов на поставку авионики входят CMC, Honeywell, Rockwell Collins и Smiths Industries, при этом оборудование будет поставляться либо в виде полностью интегрированных систем, либо в качестве комплекта, позволяющего выбирать различные конфигурации.
Оба самолета получат самые просторные салоны в классе средних бизнес-джетов. Крылья, системы и двигатели у них будут одинаковыми. Как показано на масштабных чертежах фюзеляжа в поперечном разрезе, он будет иметь максимум 183 см в высоту и 210 см в ширину, с плоским ровным полом. Поперечное сечение салона новых самолетов практически идентично или, возможно, чуть шире, чем у салона Legacy 600. Вместе с тем поперечное сечение фюзеляжа у моделей MLJ и MSJ будет немного больше, чем у Hawker 4000, но чуть меньше, чем у Bombardier Challenger 300. Объем салона MLJ составит 19,8 м3, а MSJ — 24 м3.
Новые самолеты также будут отличаться самой большим объемом багажных отсеков и туалетных комнат среди нынешнего поколения самолетов среднего класса. Судя по чертежам, объем заднего внешнего багажного отсека составит более 3,4 м3. Общий объем внутренних и внешних багажных отсеков превысит 4,25 м3.
Помимо общего поперечного профиля фюзеляжа оба самолета будут иметь общее крыло, двигатели и системы. Салон MSJ будет на 3 м длиннее, чем у MLJ; кроме того, эта машина получит больший объем топливных баков, благодаря чему ее дальность полета увеличится на 1100 км. Эти самолеты призваны конкурировать с нынешними моделями среднего класса, однако по размерам салона они их значительно превосходят.
Главными конкурентами MLJ являются Learjet 45XR, Hawker 750 и Citation XLS+ — четырехместные машины простой конфигурации с дальностью полета от 3200 до 3700 км при сохранении предусмотренного ППП NBAA аэронавигационного запаса топлива. Цена на эти самолеты колеблется около 12 млн долл. Среди конкурентов MSJ называют Learjet 60XR, Gulfstream G150, Hawker 900XP и Citation Sovereign — самолеты среднего класса стоимостью 13-16 млн долл., способные нести 360 кг коммерческой загрузки на расстояние от 4300 до 5400 км.
Данные по другим характеристикам новых самолетов предоставлены не были, однако мы можем составить некое предварительное представление об этих машинах на основании информации о размерах салона, максимальной дальности полета, крейсерской скорости и требованиях к аэропортовой инфраструктуре для их обслуживания, официально распространенной Embraer, а также знаний об устройстве некоторых систем.