Рынок не отреагировал

Cessna airplanes

Роберт А. СИЛС
Несмотря на кризис, разразившийся этим летом в сфере продажи недвижимости и ипотечного кредитования и оказавший сильнейшее негативное влияние на экономику и финансовые рынки многих стран, его последствия пока не затронули рынок продаж самолетов.
"Неустойчивость фондовой биржи вызвала у некоторых из нас неприятные ощущения, — пишет в бюллетене Vref’s Market Leader за III квартал текущего года его издатель Флетчер Олдридж. — Однако любой дилер, продающий газотурбинные самолеты последнего поколения, скажет вам, что спрос на них остается достаточно высоким. На самом деле некоторые продавцы (включая и нас) называют текущий период продаж лучшим за всю историю существования этого сегмента рынка". Олдридж отмечает также, что имевшая недавно место продажа лайнера Gulfstream IV-SP по цене, превышающей запрошенную, символизирует продолжающийся активный спрос на тяжелые корпоративные реактивные самолеты.
"Выгодный курс обмена иностранной валюты является одной из причин сохранения рынка реактивных самолетов во вполне жизнеспособном состоянии, — объясняет он".
По словам Олдриджа, несмотря на то что общий спрос на реактивные самолеты (особенно на большие, для дальних перевозок) остается достаточно высоким, их стоимость и доступность могут различаться в зависимости от модели.
Наглядным примером могут послужить продажи моделей Citation. Спрос на все модели CJ остается невероятно высоким, а продажи CJ2 никогда еще не были столь значительными. Покупатели, желающие приобрести модель XLS, не могут найти ни одного такого самолета, а продажи Sovereign по-прежнему очень высоки. Активность в сегментах продаж моделей Citation X и Excel остается достаточно высокой, а в сегментах Citation VI и VII — стабильной. Однако на рынке сейчас присутствует довольно много моделей Citation I и II, а сегменты Ultra и Citation V остаются на ровном уровне. Кроме того, очень слабая активность отмечена в сегменте моделей Encore, а спрос на модель Citation III упал.
Наиболее высокий спрос по-прежнему связан с большими реактивными самолетами, особенно с моделями GV и G450; количество машин в свободной продаже сильно ограничено. Как говорилось выше, за модель GIV-SP покупатели готовы платить и больше обозначенной цены. Очередь еще невыполненных заказов на новые G550 растянулась уже до 2011 г., а владельцы выставленных на вторичную продажу самолетов могут смело завышать на них цену.
Большинство моделей Falcon также присутствуют на рынке в ограниченном количестве. Спрос на модель 7X очень высок. Кроме того, на рынке наблюдается дефицит модели Falcon 2000EX, а новейшая модель 50EX выставлена на продажу буквально в нескольких экземплярах. Спрос на модель Falcon 900EX подогревается спросом на 900B.
Выставляющиеся на вторичную продажу самолеты Bombardier также пользуются повышенным спросом. Увеличились цены на самолеты линейки Global Express (за исключением машин с самыми ранними серийными номерами), очень активными остаются продажи Challenger 604; сегмент модели Challenger 601-3A демонстрирует увеличение спроса, а сегмент продаж Challenger 300 чрезвычайно ограничен.
С другой стороны, спрос на многие средние и легкие реактивные самолеты (в том числе Beechjet, Premier, Hawker 800, Westwind и Learjet 40, 45, 55 и 60) остается неизменным либо снижается. И старые самолеты, такие как Gulfstream II и III и Falcon 10 и 20, становится все сложнее продать.
В отличие от рынка реактивных самолетов рынок турбовинтовых продолжает оставаться очень оживленным практически по всем моделям. Слова "очень активные" встречаются в отчетах по продажам почти всех моделей турбовинтовых самолетов. В целом группа турбовинтовых самолетов совершенно очевидно оценивается более ровно, чем самолеты, относящиеся к другим сегментам рынка.
Лидирующие позиции продолжают удерживать самолеты King Air. Стоимость моделей C90, E90 и F90 в очередной раз увеличилась, а спрос на модель B200 чрезвычайно высок, особенно на модели выпуска 1985-1990 гг. Сохраняется спрос на модели King Air 300 и 350.
Достаточно активен сегмент подержанных турбовинтовых самолетов марки Cessna. Интерес к модели Conquest I в настоящее время очень высокий, а цены на Conquest II все еще растут. Цена модели Merlin IIIB также увеличилась.
Ситуация в сегменте турбовинтовых Piper неоднозначна: цены на модель Cheyenne IIXL растут, на 400LS, Cheyenne I и II остаются стабильными, а на Cheyenne III и IIIA падают. Рынок продаж самолетов Twin Commander также остается стабильным, но спрос на модель Mitsubishi MU-2 продолжает падать.
Рынок подержанных одномоторных турбовинтовых самолетов по-прежнему процветает. Стоимость самолета Pilatus PC-12 выросла, что определяется тем фактом, что компания-производитель завалена заказами на новые самолеты этой модели на два года вперед. Достаточно устойчив и стабилен рынок продаж самолетов TBM.
Олдридж полагает, что увеличивающийся в настоящее время рынок продаж подержанных самолетов еще не достиг своего максимума. "Возможно, вскоре и наступит конец его бурному росту, но пока он еще находится далеко за горизонтом", — говорит он.

Читайте также  Два в одном: регулярные перевозки и бизнес-чартеры