Переведите ручки управления двигателями Hawker 900XP во взлетный режим, и вы ни за что не признаете в этом самолете прямого потомка неторопливого почтенного DH 125, который был разработан британской компанией de Havilland еще в 1960-м, а сертифицирован и запущен в серию уже ее преемником, Hawker Siddeley. 900XP, недавнее прибавление в семействе деловых самолетов Hawker, обладает улучшенными взлетно-посадочными характеристиками по сравнению с предшествующей моделью — Hawker 850XP. Самолет способен при максимальной взлетной массе набрать эшелон FL410 (12,5 тыс. м), а дальность полета у него на 200 миль (370 км) больше, чем у предшественника, при том что емкость топливных баков у них одинаковая. Наконец, он может перевезти восемь пассажиров с восточного побережья США на западное при вероятности встречного ветра 99% и совершить посадку, сохранив аэронавигационный запас топлива.
Фред ДЖОРДЖ
De Havilland продолжает выдерживать испытание временем благодаря множеству усовершенствований, внесенных на протяжении лет, включая удлинение фюзеляжа, увеличение размаха крыла и изменение его конструкции, установку законцовок крыла, изменение размеров вертикального стабилизатора и неоднократную модернизацию двигателей с увеличением их тяги. Возможно, поэтому семейство Hawker находится в производстве дольше любого другого реактивного делового самолета в истории.
Hawker 900XP — 19-я и, возможно, самая удачная итерация этой прославленной модели. Основное ее отличие от предыдущей версии — турбовентиляторные двигатели Honeywell TFE731-50R. Главное их отличие от -5BR — значительно лучшая скороподъемность, сокращение удельного расхода топлива на 4% в крейсерском режиме, увеличенные интервалы технического обслуживания и меньшая почасовая стоимость ТО. Получаем снижение прямых эксплуатационных расходов на 6% по сравнению с Hawker 850XP.
Оптимально найденный компромисс между количеством топлива (и, стало быть, дальностью) и коммерческой загрузкой (то есть количеством пассажиров) — еще одна причина долголетия семейства Hawker 125. Пассажирский салон рассчитан на восемь мест, и при дальних перелетах позволяет с комфортом разместиться шести-семи пассажирам. Большинство конкурентов в классе бизнес-джетов средней размерности (midsize) предоставляют оператору возможность выбрать либо увеличенную дальность полета, либо увеличенную коммерческую загрузку, но не то и другое одновременно. А Hawker 900XP способен перевезти восемь пассажиров на расстояние 5100 км с аэронавигационным запасом топлива. Объем салона 17 м3 — это еще одно безусловное преимущество.
По удельной нагрузке на крыло Hawker 900XP сравним с самолетами большей размерности, поэтому в турбулентной атмосфере он ведет себя более устойчиво, чем многие конкуренты в классе midsize. Обычно за такое преимущество приходится расплачиваться большей потребной длиной ВПП при взлете. Однако взлетно-посадочные характеристики Hawker 900XP, напротив, превосходят практически всех конкурентов, за исключением Cessna Citation XLS+ и Sovereign. Возьмем усредненный пример: полет на расстояние 1900 км с четырьмя пассажирами на борту. Длина разбега составит 4000 футов (1219 м). При взлете с максимальной взлетной массой с аэродрома, расположенного на уровне моря, при стандартных атмосферных условиях потребная длина ВПП составляет менее 1,5 тыс. м, а если вы взлетаете с аэродрома, расположенного на 1,5 тыс. м над уровнем моря, в условиях жаркого климата, вам потребуется около 2000 м полосы. Эти показатели соответственно на 6,7 и 18% лучше, чем ВПХ Hawker 850.
Однако при разработке любого самолета приходится идти на компромиссы, и Hawker 900XP не исключение. Он представляет собой удачную комбинацию проверенных временем британских традиций в области проектирования ЛА и современных американских технологий разработки двигателей и авионики. Многие годы Hawker был лидером продаж в сегменте midsize, но теперь ему приходится конкурировать с гораздо более инновационными моделями. Чтобы понять, какая судьба ожидает Hawker 900XP, рассмотрим его конструкцию и взглянем на конкурентов на рынке.
Конструкция и бортовые системы
Hawker Beechcraft не строит Hawker 900XP — на заводе компании в Вичите осуществляется только окончательная сборка самолетов из комплектов, в основном производимых британским подразделением европейского концерна EADS. В конструкции фюзеляжа применяются высокопрочные алюминиевые сплавы.
Начиная с версии 800, на самолетах Hawker используется аэродинамическая конструкция крыла модели Hawker 1000. Суть ее заключается в удлиненной и видоизмененной внешней части, что увеличивает размах и площадь поверхности крыла; угол стреловидности составляет 20°. Максимально допустимая эксплуатационная скорость нового крыла увеличена до 0,8М (по сравнению с 0,78М для моделей Hawker 600 и 700).
Крейсерская скорость (при полетах с приоритетом дальности) осталась равной 0,7М, а средняя крейсерская скорость — 0,75М, что соответствует истинной путевой скорости в 796 км/ч в стандартных условиях. Крыльевые законцовки увеличивают максимальную дальность полета на 100 миль.
Входная дверь-трап оборудована прочным поручнем и подсветкой ступеней. По правому борту над крылом имеется аварийный выход.
Большая часть органов управления полетом — традиционные, проверенные временем системы. Основные органы управления — механические. Вспомогательные органы управления включают четырехпозиционные закрылки, тормозные щитки, триммеры во всех трех каналах управления, вибратор и толкатель колонки управления, а также систему автоматической компенсации разворачивающего момента.
Все три стойки шасси двухколесные. На основные стойки установлены колесные тормоза с противоюзовыми автоматами, а носовая стойка снабжена поворотным устройством с ручным управлением и гидравлическим приводом. При буксировке основные стойки должны быть зафиксированы, а поворотное устройство носовой стойки отключено.
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, расположенные в хвостовом обтекателе, служат резервным источником питания для запуска двигателей и ВСУ. Самолет также оборудован розеткой аэродромного питания для запуска ВСУ и двигателя на земле. Внешний источник питания можно использовать и для подзарядки аккумуляторных батарей.
Самолет оборудован двумя крыльевыми топливными баками емкостью по 8500 фунтов (3,855 т) каждый и подфюзеляжным баком емкостью 1500 фунтов (0,68 т). Помимо штуцера централизованной заправки под давлением, на каждом баке имеется дополнительная точка заправки. Каждый из крыльевых баков снабжен подкачивающим насосом, подающим топливо в двигатель соответствующего борта, и струйными насосами, подающими топливо в расходные баки. Подкачивающие насосы также обеспечивают давление в топливной системе для перекачки топлива между крыльевыми баками и для подачи топлива из одного крыльевого бака к обоим двигателям. При отказе одного из подкачивающих насосов второй может подавать топливо к двигателям. При отказе обоих насосов двигатели будут продолжать получать топливо из расходных баков, но при этом подача топлива из фюзеляжного бака будет невозможна.
Отбор воздуха от двигателей используется для работы систем кондиционирования и герметизации салона, противообледенительной системы двигателей и системы автоматической компенсации разворачивающего момента, а также для создания давления в гидросистеме. Кондиционирование и герметизация салона могут производиться и за счет воздуха, отбираемого от ВСУ, — как в полете, так и на земле — что снижает нагрузку на двигатели и улучшает взлетные характеристики.
При полете на эшелоне FL410 (12,5 тыс. м) система герметизации поддерживает на борту давление на уровне высоты 2,3 тыс. м.
Hawker 900XP — последний из находящихся в производстве деловых самолетов, оборудованный жидкостной противообледенительной системой TKS. Принцип действия этой системы состоит в том, что жидкость на основе этиленгликоля выдавливается через мельчайшие отверстия в передней кромке крыла и вертикального стабилизатора и предотвращает образование льда путем понижения точки замерзания сверхохлажденных капелек воды, попадающих на самолет. Хотя TKS и эффективна, минусом этой системы является то, что заправка жидкости производится через горловину, размещенную в салоне. При этом существует вероятность разлива жидкости и повреждения отделки передней перегородки салона, выполненной из лакированного шпона. Насос и фильтр системы TKS установлены внутри салона, под кухонным блоком, что затрудняет доступ к ним. Кроме того, по отзывам некоторых эксплуатантов, после использования системы остатки противообледенительной жидкости стекают с передних кромок крыла и образуют лужицы на полу ангара.
Однако несомненным преимуществом TKS является то, что для обогрева передних кромок крыла не отбирается воздух от двигателей. Соответственно, не происходит потеря тяги при взлете и в наборе. По словам представителей Hawker Beechcraft, замена TKS на систему обогрева потребовала бы внесения серьезных изменений в конструкцию передней кромки крыла и прокладывания воздуховодов от двигателей.
Пожаробезопасность обеспечивают датчики пожара и перегрева двигателей и ВСУ, потолочный датчик в заднем отсеке оборудования и датчик дыма в заднем багажном отсеке.
Пассажирский салон
Самолеты семейства Hawker традиционно лидируют в классе midsize по уровню пассажирского комфорта. Менеджеры Hawker Beechcraft делают особый упор на размерность салона: 6,5 м в длину, 1,82 м в ширину, 1,73 м в высоту; объем 16 м3.
Но мы вооружились рулеткой и получили несколько другие цифры. Компания Hawker Beechcraft измеряет ширину салона не на уровне локтей или плеч — она берет за точки отсчета внутренние поверхности стекол иллюминаторов по обоим бортам. Наши собственные измерения показали ширину салона 1,73 м — всего на 5 см шире, чем у Cessna Citation XLS+ или Sovereign. Высота же получилась равной 1,7 м, если считать от потолочной панели до коврового покрытия на полу утопленного прохода.
С полезной длиной салона тоже не все так просто. Пространство в хвостовой части самолета, где на Hawker 750 располагался багажный отсек, на Hawker 900XP занято фюзеляжным топливным баком, поэтому весь багаж приходится размещать в салоне. Для его хранения предусмотрены два отделения. Одно, объемом 0,46 м3, расположено впритык к туалетной комнате в хвостовой части салона и рассчитано на 75 кг багажа. Другое, объемом 0,93 м3, рассчитанное на 160 кг, занимает солидную часть вестибюля напротив входной двери и кухонного блока. Таким образом, в действительности полезная длина салона для сидящих пассажиров составляет 3,84 м по левую сторону от прохода и 3,32 м по правую, если салон оборудован четырьмя креслами в стандартной клубной конфигурации, одиночным креслом по правому борту и трехместным диваном по левому борту в задней части салона. По нашим подсчетам, в стандартной компоновке полезный объем салона составляет примерно 9,77 м3.
При выборе же опциональной компоновки из шести кресел с увеличенным объемом заднего багажного отделения полезная длина сокращается до 3,32 м по обе стороны от прохода, что всего лишь примерно на 10 см больше, чем длина салона у Citation XLS+.
Но даже при этих ограничениях эргономика салона фантастическая. Четыре передних кресла по желанию заказчика снабжаются выдвижными ящиками, а в боковую стенку за диваном, расположенным параллельно борту, встроены вместительные багажные полки. Верхняя часть салона сконфигурирована таким образом, чтобы предоставить больше пространства на уровне головы и плеч, а лампы для чтения утоплены в стены для минимизации их профиля.
В каждое кресло встроен жидкокристаллический сенсорный экран диагональю 3,8 дюйма системы управления салоном Airshow 21 (производство Rockwell Collins). При помощи экрана можно регулировать освещение, температуру воздуха и функции аудиовидеосистемы. В комплект стандартного оборудования входит плоскопанельный экран диагональю 38 см, укрепленный на передней перегородке. Дополнительно можно установить еще один такой экран на заднюю перегородку. Самолет может быть также оборудован двумя комплектами DVD/CD-проигрывателей, чтобы на каждом из двух экранов отображались разные программы. Среди прочего дополнительного оборудования может быть спутниковый телефон Iridium, устанавливаемые в салоне розетки питания 60 Гц, откидные подлокотники со стороны прохода для одиночных кресел, а также дополнительного сиденья с ремнями безопасности.
Кухонный блок, расположенный в вестибюле по правую руку от входящих пассажиров, оборудован микроволновой печью, рабочим столом, отсеком для хранения алкогольных напитков, подносом для бутербродов, холодильником, посудным шкафом, кофеваркой и отсеком для мусора. Микроволновая печь и рабочие поверхности спрятаны за задвижными шторками. По желанию заказчика кофеварку можно заменить на электрические термосы. Если убрать два нижних выдвижных ящика, открывается доступ к насосу и фильтру противообледенительной системы.
Над передним багажным отделением расположены три небольших отсека с индивидуальными дверцами, отделанными лакированным шпоном. В одном из отсеков размещается пульт управления заправкой и сливом топлива, второй предназначен для хранения двух бутылок вина, а третий — для DVD-проигрывателя и дисков к нему. Между передним багажным отсеком и креслом второго пилота расположен щиток управления электрической системой, скрытый за дверцей. На противоположной стене находятся шкаф с пультом управления ВСУ и отсек хранения РЛЭ. Кабина пилотов может быть отгорожена двустворчатой дверью.
Над входной дверью размещается отсек хранения теплоизоляционной и шумопоглощающей шторки.
Практически все внутреннее освещение обеспечивают долговечные светодиоды. В боковые стенки между иллюминаторами встроены небольшие светильники, создающие уютную атмосферу в ночное время. Зеркало в туалетной комнате окружено по периметру светодиодами.
Задняя туалетная комната, занимающая всю ширину фюзеляжа, надежно изолирована от салона при закрытой двери. Но в ней все же немного тесно, поскольку по мере приближения к герметичной переборке поперечное сечение фюзеляжа уменьшается. Унитаз оборудован незастревающей педалью спуска и сливным бачком большой емкости. Уборка хозяйственного отсека производится через лючок с левой стороны внизу фюзеляжа.
Отделка салона всех самолетов семейства Hawker производится на предприятии Hawker Beechcraft в городе Литл-Рок, шт. Арканзас. Интерьер того экземпляра, который мы осмотрели для написания статьи, вполне достоин делового самолета, продаваемого по цене 14,3 млн долл. Внешняя отделка элементов салона лакированным шпоном безукоризненна. В передней части установлены большие и прочные складные рабочие столы. Одиночные кресла можно двигать вперед-назад и вбок; кроме того, они крутятся и откидываются. Кожаная обивка сидений, грубая материя, использованная для покрытия нижней части боковых стенок, и покрытие панелей верхних стенок и потолка безупречны.
Сравнение Hawker 900XP с конкурентами
Давайте сравним уровень комфорта, дальность, коммерческую загрузку и ЛТХ Hawker 900XP с усредненными показателями Citation XLS+, Hawker 750, Learjet 60XR, Gulfstream G150 и Citation Sovereign (см. рисунок).
Большинство приведенных цифр требуют отдельного пояснения. Например, 6%-ное преимущество Hawker 900XP в длине салона приведено без учета двух внутрисалонных багажных отделений, которые значительно сокращают полезную площадь. И, наоборот, показатель максимальной коммерческой загрузки в 2030 фунтов (920 кг), по которому самолет занимает пятое место из шести возможных, на деле не является ограничением. Даже при наличии дополнительного сиденья перегруз практически невозможен, если только не перевозить девять особо тучных пассажиров или тяжелый багаж при полной загрузке кресел.
Некоторые показатели вполне самодостаточны. Дальность полета в 2600 миль (4815 км) при максимальной коммерческой загрузке, несомненно, рекорд в данном классе. К тому же Hawker 900XP — единственный самолет, кроме Hawker 750, способный перевозить восемь пассажиров при полной заправке.
Кроме того, Hawker 900XP отличают заметно улучшенные ВПХ, что особенно очевидно при вылетах с высокогорных аэродромов с жарким климатом.
Hawker 900XP остается верен концепции, ставящей комфорт выше скорости, — это видно по показателям крейсерской высоты, крейсерской скорости и топливной эффективности. Но некоторая тихоходность не делает этот самолет менее подходящим для повседневных деловых перелетов на сравнительно небольшие расстояния. Правда, ему грозит жесткая конкуренция со стороны Citation Sovereign, который при сравнимой дальности полета обладает большей полезной длиной салона и непревзойденными ВПХ, а также имеет преимущество в крейсерской высоте. С другой стороны, при цене почти на 2 млн долл. ниже и лучших показателях топливной эффективности Hawker представляет собой вполне достойного соперника.
Gulfstream G150, крейсерская скорость которого выше на 30 узлов (55,5 км/ч), мог бы стать грозным соперником, если бы только он был способен перевозить больше четырех пассажиров с полной заправкой. Кроме того, ему требуется более длинная ВПП, чем для Hawker 900XP.
У прочих моделей тоже есть свои преимущества и недостатки по сравнению с Hawker 900XP. Например, Citation XLS+ обладает великолепными ВПХ, но дальность полета у него на 1000 миль (1850 км) меньше и он способен перевозить только четырех пассажиров при полной заправке. У Learjet 60XR меньше полезная длина салона и больше потребная длина ВПП. Салон у Hawker 750 так же просторен, как у 900XP, но он летает ниже и имеет дальность на 200 миль (370 км) меньше. Вообще, в классе midsize достаточно места для того, чтобы множество разных типов нашли свои ниши.
Вполне очевидно, что 900XP — самый удачный представитель семейства самолетов Hawker 125, разработанных до сих пор. Но надо еще посмотреть, будет ли он продаваться достаточно хорошо, чтобы обеспечить крупносерийное производство. Ведь рынок деловых самолетов в сегменте midsize безусловно станет еще более конкурентным, когда на нем появятся новые модели других производителей, особенно Cessna.