Бизнес-джет: made in China

Kак известно, Китай бизнес-джеты не производил никогда. Более того, еще пять лет назад они здесь даже не эксплуатировались. Но всего через год два самолета корпоративного класса местной сборки поднимутся в небо.

Первый из них, Cessna Citation Sovereign, будет собран к концу следующего года на совместном предприятии Cessna и AVIC в Ченду. Сейчас американский производитель продолжает переговоры об условиях широкомасштабного партнерства с военным подразделением китайской авиастроительной корпорации. Между тем их бразильские коллеги-конкуренты договорились с другим подразделением той же корпорации и обещают — также к концу следующего года — выкатить первый Legacy 600 (или 650) с завода в Харбине.

В обоих случаях продукция предназначена для внутреннего рынка, хотя ходят слухи, что Embraer не прочь расширить географию поставок. Также в обоих случаях речь идет о сборочном производстве, наподобие того, что организовал Airbus в Тяньцзине для сборки машин семейства A320 из готовых модулей, поставляемых из-за рубежа. Совместное предприятие Embraer и AVIC в Харбине аналогичным образом выпускало региональные самолеты ERJ145 в период с 2003 по 2011 г. Сейчас производство конвертируется под Legacy 600 и 650, которые являются корпоративными версиями ERJ135 (укороченного ERJ145).

Бизнес-джет, полностью (или по большей части) произведенный в Китае, — пока дело будущего. Скорее всего, это будущее станет результатом долгосрочного сотрудничества, переговоры о котором ведет AVIC Aviation Techniques (AAT) с Cessna. "Переговоры проходят успешно, мы рассчитываем заключить договор об учреждении совместного предприятия до конца текущего года", — говорит Майкл Ши, вице-президент по стратегии Cessna в Китае. Непосредственным результатом этого договора будет подготовка сборочной линии для Citation Sovereign. "Мы надеемся, что первый из этих самолетов будет собран к концу следующего года".
Embraer и AVIC планируют выйти на производство шести Legacy 600 и 650 в год к 2015 г. "При таких темпах производство будет прибыльным, хотя проектная мощность завода в Харбине изначально закладывалась на 20 региональных ERJ145 в год", — говорит Гуань Дунъюань, президент Embraer по Китаю. Конвертируя харбинскую линию под производство бизнес-джетов, партнеры планируют вернуть инвестиции в строительство завода, который не стал рентабельным в своем первоначальном виде. Компания Harbin Embraer Aircraft Industry поставила всего 41 самолет, поскольку ERJ145 не востребован в Китае. В то же время он и на других рынках начал терять спрос.
"Само производство очень экономное, и дополнительных инвестиций не потребуется, поскольку вся инфраструктура уже существует", — говорит Гуань, объясняя, как при выпуске шести самолетов в год производство может быть прибыльным.

Читайте также  В Россию поставили первый самолет Cessna TTx