Bombardier запускает большой самолет

Cessna airplanes

После долгих сомнений и расчетов канадский авиапроизводитель — компания Bombardier решила обострить конкуренцию в семействе ближнемагистральных ланейров и в июле на выставке в Фарнборо объявила об официальном запуске программы CSeries. Помимо того что самолеты этого семейства, рассчитанные на 110 пасс. (модификация C110) и 130 пасс. (С130), должны стать самыми вместительными в продуктовой линейке канадской фирмы, в них также будут воплощены наиболее передовые технологии, включая первое применение нового двигателя Pratt & Whitney Pure Power с приводом вентилятора через редуктор (GTF).
Рассылку коммерческих предложений по новому самолету Bombardier начала еще в начале 2008 г., а к моменту запуска программы канадцы нашли и первого заказчика. Им стала Lufthansa, подписавшая меморандум о намерении закупить 30 самолетов с опционом еще на столько же машин. Производитель надеется быстро расширить круг заказчиков. Публичный интерес к новому семейству уже проявили авиакомпании Qatar Airways, Northwest Airlines, а также одна из крупнейших лизинговых компаний ILFC. Bombardier рассчитывает и на интерес со стороны китайских перевозчиков. На рынке США производитель ожидает, что его новинка подойдет для массовой замены самолетов DC-9 и MD-80. По словам президента Bombardier Commercial Aircraft Гари Скотта, компания "уверена в том, что она сможет получить большие заказы, но не может точно сказать, когда это произойдет".
Семейство CSeries включает базовую модель C110 и ее удлиненный за счет вставок в фюзеляж вариант С130, их модификации C110ER и С130ER с увеличенной дальностью, а также версию С130XT, предназначенную для эксплуатации в жарких и высокогорных условиях. Примечательно, что к моменту официального старта программы Bombardier увеличила параметры дальности базовых моделей семейства с 3300 до 4074 км. У модификаций ER заявленная дальность 5463 км.
Как рассказал АТО директор программы новых коммерческих самолетов Bombardier Бенджамин Боэм, первый полет CSeries запланирован на 2012 г., начало эксплуатации ожидается годом позже.
Производство нового семейства будет интернациональным. Линия окончательной сборки разместится на заводе Bombardier в канадском городе Мирабель; также в Канаде будут собирать кабину самолета. Крыло будет выпускаться в Великобритании, на заводе Bombardier в Белфасте. Производство фюзеляжа разместится в Китае. По всей видимости, Китай рассматривается не только как производственный партнер, но и как один из основных рынков для CSeries. По крайней мере, Гари Скотт упоминал о том, что модификация С130XT могла бы идеально подойти для китайских авиакомпаний, работающих в удаленных западных регионах страны.
Вся программа CSeries оценивается в 2,6 млрд долл. Треть этой суммы обеспечит сам канадский авиапроизводитель, еще треть — поставщики, а остальные средства придут в виде инвестиций от правительств Канады и Великобритании. Как объяснил Бенджамин Боэм, Bombardier рассчитывает занять с новым семейством около 50% рынка самолетов этого класса, который компания оценивает на ближайшие годы в 6300 машин.
Канадский производитель заявляет, что самолеты нового семейства будут потреблять на 15% меньше топлива, а их эксплуатационные расходы будут на 20% ниже по сравнению с существующими аналогами. Такие передовые показатели сулит применение в программе CSeries новых технологий. Конструкторы говорят о достижениях аэродинамики четвертого поколения, общее для всех модификаций крыло будет полностью композитным, на новом самолете будет использована электродистанционная система управления.
Однако основным новшеством CSeries станет первое применение на нем нового двигателя, разработанного американской компанией Pratt & Whitney. Ранее в процессе разработки он имел обозначение Geared Turbofan (GTF), но на авиасалоне в Фарнборо в июле этого года американская компания представила его под новым названием Pure Power PW1000G.
Именно двигатель позволит сделать новый самолет более топливоэффективным. Такого результата разработчики Pratt & Whitney достигают, поместив вентилятор на отдельный вал и соединив его с валом турбины низкого давления посредством редуктора, снижающего обороты вала вентилятора до одной трети скорости вращения турбины. Наличие редуктора позволяет увеличить КПД турбины за счет увеличения скорости ее вращения, которая на GTF в 2,5 раза выше, чем на обычных двигателях. Это позволяет снизить размеры и вес газогенератора, компенсируя дополнительный вес редуктора. Сам редуктор выполнен на основе планетарной схемы, но для обеспечения необходимых КПД и надежности разработчикам пришлось немало потрудиться — конструкция двигателя защищена примерно сотней патентов.
CSeries станет первым применением PW1000G, однако этот двигатель уже выбран для установки на будущий региональный самолет MRJ японской компании Mitsubishi, а его модификация PW810C с меньшей тягой будет применена на новом деловом самолете Cessna Columbus.

Читайте также  Агентство JP Morgan проанализировало рынок бизнес-джетов