Центры ТОиР для бизнес-джетов начинают обживать постсоветское пространство

В конце декабря Авиационно-технический центр (АТЦ) "Авком-Д" впервые в России получил сертификат Европейского Агентства по Безопасности Авиаперевозок (EASA) на выполнение периодических форм технического обслуживания самолетов Hawker. На очереди другие типы ВС, популярные среди российских эксплуатантов деловой авиации. А в январе литовская Avia Solutions Group учредила новую компанию — FL Technics Jets, которая будет предоставлять услуги по обслуживанию и ремонту самолетов деловой авиации.

По совокупности многих причин большинство парка самолетов деловой авиации, эксплуатируемых в интересах российских владельцев, имеют зарубежную регистрацию. Соответственно, и техническое обслуживание эти самолеты проходят в зарубежных сервис-центрах, что зачастую влечет дополнительные расходы времени и средств.
Первым в России техническим центром по обслуживанию бизнес-джетов, получившим сертификат EASA Part 145, который подтверждает соответствие всем требованиям к производству и качеству работ, квалификации инженерной службы и всего предприятия в целом, стал АТЦ "Авком-Д", базирующийся в аэропорту Домодедово. Для успешного прохождения аудита EASA "Авком-Д" произвел тщательную подготовку структуры производственного процесса и персонала, насчитывающего около 70 специалистов. Теперь, по словам президента компании "Авком-Д" — вице-президента Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА) Евгения Бахтина, у владельцев самолетов Hawker появилась возможность проводить тяжелые формы периодического технического обслуживания одновременно в соответствии с российскими, европейскими и американскими нормами. Благодаря этому владельцы самолетов с зарубежной регистрацией смогут сократить расходы на обслуживание, проводя ремонты в России. За счет меньшей стоимости нормо-часа и отсутствия необходимости перегона самолета для выполнения ТО стоимость обслуживания получается на 40–45% ниже, чем в зарубежных центрах. Кроме того, владельцы самолетов с российской регистрацией — пока, правда, немногочисленные — выигрывают в сохранении остаточной стоимости самолета, поскольку при проведении работ по международным стандартам признается вся история технического обслуживания, а это сильно влияет на цену машины при продаже на вторичном рынке.
По мнению президента ОНАДА Валерия Очирова, получение АТЦ "Ав­ком-Д" сертификата EASA Part 145 привносит в Россию не только современные технологии, но и новую культуру обслуживания самолетов деловой авиации, и это должно послужить стимулом для развития других компаний.
Как сообщил директор АТЦ Александр Козлов, подготовка к получению сертификата EASA велась столь тщательно, что пройти аудит удалось с первого раза: было получено пять рекомендаций, но повторного визита аудитора не потребовалось. По словам Козлова, новый статус позволил компании выйти на более высокий уровень взаимодействия с производителями самолетов и двигателей и с поставщиками комплектующих — уже идут переговоры с тремя крупными компаниями о расширении сотрудничества.
Разумеется, освоение ремонта двигателей не планируется, поскольку столь масштабные капиталовложения окупить на российском рынке в ближайшие годы едва ли возможно, но "Авком-Д" серьезно рассматривает возможность расширения модельного ряда ремонтируемых ВС. К самолетам Hawker могут добавиться другие популярные в России типы ВС производства компаний Bombardier, Gulfstream и Cessna, однако для расширения сертификата на другие типы, как сказал Евгений Бахтин, требуется и наличие интереса со стороны потенциальных клиентов. Пока для самолетов производства этих компаний "Авком-Д" может проводить линейное обслуживание и выполнять замену агрегатов.
В настоящее время АТЦ "Авком-Д" располагает двумя отапливаемыми ангарами общей площадью примерно 6000 м2, в которых может одновременно выполняться техническое обслуживание до четырех ВС. В 2010 г. "Авком-Д" выполнил четыре тяжелые формы на самолетах Hawker, в текущем году компания планирует увеличить объем работ в 2–3 раза. "Пока мощностей у нас больше, чем клиентов, — признает Евгений Бахтин, — однако интерес есть и перспективы роста хорошие". В качестве более далекой перспективы компания рассматривает возможность обслуживания иностранных заказчиков.
 
Прибалтийская активизация
Обслуживание бизнес-джетов вызывает все больший интерес и на постсоветском пространстве, что, очевидно, только усиливает конкуренцию в этом сегменте рынка. Особенно активны Латвия и Литва, занимающие выгодное географическое положение, имеющие лояльную языковую среду и способные предоставить хорошее качество сервиса, взвешенное ценообразование, а также удобную логистику по доставке экипажей и запасных частей для самолетов.
В международном аэропорту Риги в конце апреля 2010 г. открылся первый в странах Балтии комплекс наземного обслуживания самолетов бизнес-авиации, которым управляет компания FBO Riga. Общая площадь комплекса составляет 3700 м2 и включает двухэтажное здание и примыкающий к нему ангар. Многофункциональный отапливаемый ангар для хранения и технического обслуживания самолетов рассчитан на одномоментное размещение до восьми разноклассовых бизнес-джетов (Learjet, Hawker, Falcon, Challenger, Global, Gulfstream), а также способен принять бизнес-лайнеры типа Boeing Business Jet и Airbus Corporate Jet.
14 сентября прошлого года на базе комплекса наземного обслуживания FBO Riga открылась сертифицированная по EASA Part 145 станция линейного обслуживания Lufthansa Bombardier Aviation Services (LBAS), специализирующаяся на бизнес-джетах производства канадской компании Bombardier (Learjet и Challenger различных моделей, а также Global 5000 и Global Express). LBAS обеспечила новую станцию персоналом, инструментами и материалами, а FBO Riga предоставляет ангар.
FBO Riga и LBAS рассчитывают на клиентов из России, СНГ и Восточной Европы, поскольку географическое положение позволяет относительно быстро добраться до станции линейного обслуживания. Исполнительный директор LBAS Андреас Каден также отмечает, что доставка запчастей не займет много времени, так как Латвия — член Евросоюза и при ввозе компонентов никакого таможенного оформления не требуется.
Аналогичные планы вынашивает и литовская Avia Solutions Group, учредившая в конце января новую компанию FL Technics Jets, инвестиции в которую в 2011–2015 гг. составят около 4 млн долл. Компания будет предоставлять услуги по ТОиР самолетов деловой авиации, а также выполнять работы по обслуживанию интерьера их салонов. На первом этапе будут задействованы имеющиеся мощности материнской компании — FL Technics; в ее ангаре планируется оборудовать две специальные зоны для обслуживания бизнес-джетов. В 2013–2015 гг. запланировано строительство отдельного ангара.
В этом году компания начнет работу с обслуживания самолетов типа Hawker Beechcraft BAe 125-700/750/800/ 800XP/850XP/900XP, а в перспективе — обслуживание Bombardier Challenger 600, Embraer Legacy 450/500/600 и других моделей наиболее популярных самолетов. В 2012 г. FL Technics Jets собирается увеличить штат до 50 специалистов и планирует обслужить не менее 15 самолетов, что обеспечит оборот в размере 3 млн долл.
"Выход на рынок технического обслуживания частных самолетов обу­словлен растущим спросом, — говорит гендиректор FL Technics Jets Дарюс Шалуга. — Количество самолетов деловой авиации постоянно увеличивается, в России в настоящее время базируется около 300 частных самолетов, и, по прогнозам, к 2025 г. их число возрастет до 550–590 ВС".
По его словам, проведенный анализ показал, что в регионе ощущается недостаток центров ТОиР самолетов деловой авиации и большинство этих ВС сейчас обслуживается в Германии, Швейцарии, Великобритании. FL Technics Jets решила предложить хорошее соотношение качества и цены для клиентов, чьи самолеты базируются в радиусе 1500 км от ее центра. Очевидно, что центры в Латвии и Литве вступают в прямую конкуренцию с АТЦ "Авком-Д", который будет только расти по мере освоения им тяжелых форм периодического обслуживания.    

Читайте также  Ближний Восток приглядывается к Textron