Бизнес-джеты класса super-midsize: радужное будущее кроссконтинентальных перелетов

Бизнес-джеты класса super-midsize в последние годы стали одним из самых продаваемых сегментов в бизнес-авиации. Эти самолеты-универсалы перевозят восемь пассажиров без посадки с одного побережья североамериканского континента на другое на скорости узкофюзеляжных авиалайнеров. Они способны и через Атлантику перелететь без дозаправки в восточном направлении, а с одной посадкой свяжут любые два пункта в Европе, Америке или между континентами. Просторные салоны предлагают пассажирам возможность отдохнуть, поработать и пообщаться. Бортовые кухни оснащены всем необходимым, багажные отсеки вместительны, туалетные комнаты — во всю ширину фюзеляжа.


Класс super-midsize, каким мы знаем его сегодня, возник почти полвека назад. В начале 60-х компания Grumman приступила к разработке GII, трансконтинентального бизнес-джета с просторным салоном и турбовентиляторными двигателями. Основываясь на успешности предыдущей модели — турбовинтового Gulfstream I, инженеры Grumman сохранили конструкцию фюзеляжа и удлинили его на 1,2 м. Добавили стреловидности крылу, Т-образное хвостовое оперение и два двигателя Rolls-Royce Spey на пилонах — вот и получился новый самолет. 

Клиенты, в особенности эксплуатанты GI, охотно подписывали заказы на новый самолет задолго до того, как разработчики представили полномасштабный макет. Как и у предшественника, у GII ровный пол, высота салона более 180 см, а ширина 2,2 м — и характерные большие овальные окна. В салоне хватило места на две полноценные секции: клубную из четырех кресел в передней части салона и центральную "конференционную" аранжировку, а также на "президентское" кресло и маленький диван в задней части. Истинная крейсерская скорость на большинстве кросс­континентальных маршрутов варьируется в пределах 440–450 узлов. Максимальная дальность — 5 тыс. км, достаточная, чтобы связать практически любую пару городов в США (с восемью пассажирами на борту, при умеренных встречных ветрах).
Реакция рынка была моментальной и восторженной. Руководство Grumman сократило кампанию по предпродажному продвижению на целый год и распорядилось приступить непосредственно к производству первого серийного образца. GII с серийным номером 001 взлетел с производственного аэродрома Grumman в Бетпэйдже (шт. Нью-Йорк) в конце 1966 г., а в октябре следующего уже получил сертификат типа от FAA.

Читайте также  Аналитики: "Cessna восстанавливается после убытков в I квартале"