Заветные 10K: спор за будущее

Cessna airplanes

Мировые двигателестроители продолжают биться за заказы от разработчиков деловых самолетов на двигатели в классе тяги 4500 кгс. В пересчете на имперские единицы измерения это соответствует 10 тыс. фунтов, поэтому нынешнее противостояние окрестили "битвой за 10K". Ситуацию обостряют высокие цены на авиатопливо — повышение эффективности двигателей требует применения новых технологических решений, а это, в принципе, может привести к увеличению технических рисков. Пока самолетостроители взвешивают все "за" и "против", двигателисты стараются предложить свои варианты, пытаясь по возможности нащупать перспективные направления развития.

Побороться есть за что: сейчас по всему миру в разработке находится сразу несколько программ бизнес-джетов в классе веса от 10 до 20 т, которым потребуются эффективные экономичные и экологичные силовые установки. По разным оценкам, в ближайшие 20 лет спрос на двигатели в классе 10K для одних только деловых самолетов может составить до 40 млрд долл. Кроме того, на основе таких двигателей могут быть созданы силовые установки для проектируемых региональных самолетов вместимостью около 50 пасс. — а это потенциальный рынок еще в три-четыре раза больше.
Но, несмотря на обилие потенциальных заказчиков, вряд ли все соревнующиеся двигателестроители смогут получить заказы на свои разработки. Еще год назад предполагалось, что в этом сегменте рынка будут соперничать по крайней мере пять игроков: Snecma, Pratt & Whitney Canada, Rolls-Royce, Honeywell и General Electric. Однако сейчас продолжать борьбу готовы только четыре компании — General Electric, намеревавшаяся предложить усовершенствованный вариант своего двигателя CF34-10, после нескольких проигранных тендеров, похоже, сошла с дистанции.

Читайте также  Cessna и Embraer организуют сборку в Китае